Любой исследователь никогда не бывает в полной мере удовлетворён результатом своей работы. Всегда человечество стремилось к получению всё новых, более лучших решений свои проблем. Если говорить о дорогах, то лучшим вариантом будет та дорога, которая будет проложена раз и навсегда, и не потребует в процессе эксплуатации никакого ремонта. В общем, мечтать не вредно.
Прежде всего, нужно учесть то, что негативных факторов, влияющих на качество дорожного полотна, великое множество. Рано или поздно изнашивается любая дорога, появляются дефекты. Если задать вопрос автомобилистам о том, что же, по их мнению, является главной помехой при дорожном движении, то бесспорно, большинство ответов будет: трещины. Действительно, это так. Даже более того, сама по себе трещина может быть незначительного размера, но ведь весь процесс разрушения начинается с малого. Постепенно трещины разрастаются и становятся ямами. Это может быть следствием действия воды, или же постепенного вынашивания каменистой крошки из очага появления трещины. Если попытаться классифицировать главного врага автолюбителей, то можно сказать, узкие трещины (площадью до 5 мм), трещины средних размеров (от 5 до 10 мм) и широкие – 10-30 мм.
Эта классификация, хоть и является очень примерной, всё же важна. Именно размер трещины определяет вид требуемого ремонта, допустимость применения той или иной технологии, и использование необходимого оборудования.
Цель любого ремонта, - направленного на устранение трещин автодорожного покрытия, это предотвращение попадания воды в нижние слои дорожного покрытия. Другими словами, гидроизоляция полотна. В качестве герметика могут использоваться такие материалы, как: битум, резинобитум, или же полимеры на основе битумных смесей.
Если ремонт направлен на устранение узких трещин, щелей полотна, то применения сложных технологий не является необходимостью. Тут процесс очень прост: трещина продувается сжатым воздушным потоком, тщательно просушивается и прогревается (зачастую это происходит одновременно, а не разделяется на два этапа). В качестве материала для ремонта выбирают эмульсии или же мастики жидкой консистенции, что обеспечивает глубокое проникновение в нижние слой покрытия.
Когда дело обстоит с большими размерами трещин (широкие или средние размеры), то первое, что необходимо выполнить – это оценка состояния кромок трещины. Если кромки уже успели разрушиться, то трещину необходимо разделывать. В результате разделывания получается что-то похожее на камеру, в ней и происходит герметизация на растяжение. Чтобы в полной мере обеспечить действие герметизирующего материала, нужно привести трещины к виду квадрата, с одинаковыми сторонами ширины и глубины. Если же кромки трещины не разрушились, и ремонт проводится своевременно, то трещина может быть загерметизирована без разделки.
Стоит ли говорить о своевременности проведения ремонта? Заметьте, что наиболее трудоёмкими, а, следовательно, и дорогостоящими, являются именно разделывания трещин.
Чтобы ремонт был сделан действительно качественно, и дальнейшее разрушение дорожного полотна было остановлено, нужно, чтобы герметик был качественным, и обеспечивал хорошее сцепление отремонтированного участка дорожного полотна с нетронутыми. Кроме того, особое внимание нужно уделить подготовительным работам, то есть этапам просушки и прогревания трещин. Лишь небольшое количество жидкости или влаги может стать критичным для всего результата ремонта. Для улучшения характеристик по сцеплению материалов, в некоторых случаях целесообразно проводить дополнительную обработку кромок трещины. Это делается с помощью специальной склеивающей жидкости, так называемым праймером.
Особое внимание этому процессу предварительной обработки следует уделять, если ремонтируемой дорожное полотно сделано из цементобетонного материала, нежели в случаях асфальтобетонных покрытий. Если же ремонту требуется покрытие из асфальтобетона, то достаточно прогреть зону трещины до определенной температуры. Вяжущее вещество асфальтобетона способно выделяться из общей смеси, и обеспечивать склейку материалов ремонта и имеющегося.
Главным моментом ремонта дорожных трещин является процедура нагрева до температуры 150-180 градусов Цельсия специальной мастики, или эмульсии, которая и заполнит образовавшуюся трещину. Когда мастика находится в горячем состоянии, она имеет свойство лучшего проникновения на всю глубину ремонтируемого участка.
Так же, бывает целесообразно использовать некоторое подобие пластыря на ремонтируемом участке. Сначала трещина проходит весь процесс герметизации, а потом на её поверхности делается заплата, в виде материала пластыря. Его применения призвано укрепить отремонтированные стенки зоны разрушения, как правило, пластырь накладывается толщиной 1-3 мм. Но такой опыт не всегда положителен, порой он напоминает латание слишком ветхой одежды. Если по дорожному полотну происходит движение с высокой интенсивностью транспортного потока, то сам пластырь разрушается очень быстро, и более того, способствует дальнейшему разрушению полотна.
После того как произведена герметизация трещины, ремонт переходит в заключительную стадию. Область ремонта посыпается сухим песком очень мелкого дробления (крупинки порядка 3-5 мм). Это делается для того, чтобы восстановилась общая структура дорожного полотна, часть присыпки впитывается в материал дороги. Кроме того, ещё не затвердевший битум имеет свойство налипать на колёса движущихся автомобилей, а присыпка песком способствует быстротечности процесса застывания.
Весь процесс устранения трещин должен происходить непрерывно. Это подразумевается самой технологией, но и сокращает время ремонта, поскольку водители вынуждены объезжать ремонтируемые участки дороги.