История и будущее асфальта

История и будущее асфальта
Наверх

Природный асфальт, называемый также земляным варом, использовался еще примерно 5000 лет назад жителями Вавилона для уплотнения сооружений. В настоящее время асфальт используется преимущественно в дорожном строительстве. Но только в начале XX столетия, с развитием производства и распространением автомашин, впервые началось механизированное изготовление асфальта в смесительных установках.

Сначала в качестве вяжущего средства для асфальта находила применение исключительно смола с коксовальных заводов. Швейцарский доктор Эрнест Гуглильминетти реализовал свою идею связывать дорожную пыль со смолой с завода по переработке газа в Монако. Акционерное общество «У. Амманн Машиненфабрик» в г. Лангетале (Швейцария) было родоначальником развития приготовительных установок для покрытия шоссейных дорог смолой. Первые патенты были выданы уже в 1908 г. При этом речь шла о непрерывно работающих смесительных установках барабанного типа производительностью 8-12 тонн в час.

Одновременно также предприятия США разрабатывают машины для приготовления асфальта. Битум, продукт из нефти, пользовался сначала таким же спросом и популярностью, как и смола - продукт, получаемый преимущественно из каменного угля. Тем не менее, в Европе коксовальных заводов было значительно больше, чем предприятий по переработке нефти. Поэтому вплоть до 50-х гг. прошлого столетия как вяжущее средство преимущественно использовались смолы.

Развитие асфальтовых смесительных установок, с сегодняшней точки зрения, происходило несколько замедленно - на протяжении полувека. Часовая производительность составляла 40-60 тонн. И только в конце 1950-х гг. индивидуальные электрические приводы заменили механические трансмиссии. Стали, как правило, использоваться полностью мобильные установки.

Новая эра дорожного покрытия

Дальнейшее стремительное и скачкообразное развитие машинного изготовления асфальтового покрытия для автомобильных дорог с производительностью до 300 тонн в час началось в 1960-е гг. с введением битумного основания дорожного покрытия. К этому времени необходимая потребность в асфальте почти утроилась. Равным образом ответственным за это развитие было распространение в индустриальных странах сетей автомобильных дорог в ходе предпринимаемой тогда быстрой модернизации.

Параллельно приобретала важную роль охрана окружающей среды. Это в конце 1960-х гг. потребовало общего развития современной сушильно-горельной техники и одновременно развития техники по очистке отходящих газов. Конечно, подобный рост продолжался и с повышением требований в следующие десятилетия. Также на 1960-е гг. пришлось развитие так называемых установок Hot Stock, стационарного оборудования с двумя линиями просеивания и бункером горячих материалов минералов до 1000 тонн. Это развитие было определено благодаря фирмам Ammann и Wibau.

Компьютеризация изготовления асфальта

В середине 1970-х гг. появились электронные процессоры и электронное управление в асфальтовых смесительных установках. В 1989 г. фирма «Амманн» впервые полностью автоматизирует процесс изготовления асфальта. Управление всеми приводами также осуществлялось вычислительными машинами. Вместе с этим появилась возможность сохранять и обрабатывать важнейшие данные производственного процесса, что в свою очередь привело к сохранению побочной статистики - рецептура, расход материалов, выход продукции, расход энергии, и т.д. Огромным преимуществом компьютеризированного управления производством является возможность удаленного устранения неисправностей.

Будущее

Строительство дорог превратилось за последние 100 лет в многогранную науку. Известные производители асфальтосмесительных установок благодаря своим, в некотором роде выдающимся машиностроительным разработкам, способствовали тому, что сегодня могут быть предложены адекватные смесительные асфальтовые установки в соответствии с запросами рынка и учетом различных климатических условий.

Интересный аспект: хотя в распоряжении рынка находятся все энергоносители для производства асфальта, например, дизельное топливо, мазут, природный газ, буроугольная пыль определенного качества и тонкости размола, инвестируют сегодня почти исключительно в сушильные установки с комбинированными двух - и трехтопливными горелками. Таким образом, можно оптимально приспособиться к колебанию цен на энергоресурсы и сократить энергозатраты. Минералы и песок имеются повсеместно - без ограничений. Также, пока будет перерабатываться сырая нефть, не будет проблем и с битумом. Если же наступит момент, когда нефть закончится, возможно, придет время добычи горючих сланцев и нефтеносных песков с соответствующим содержанием асфальта.

Но кто может сделать прогноз на следующее тысячелетие? А ведь сколько еще дорог в мире должно быть построено! Строительство дорог актуально всегда - во все времена. При этом не стоит забывать, что асфальт после определенного срока использования (приблизительно 30 лет) требует основательного обновления. А это значит, что дорожно-строительная отрасль будет постоянно развиваться дальше, расти, ведь мы все знаем сегодня, чего стоит мобильность!





Возврат к списку